Умереть за зарплату. Что нужно знать тем, кто «горит» на работе

Умереть за зарплату. Что нужно знать тем, кто «горит» на работе 04.06.2021

Автор: Вячеслав Халанский

Впервые опубликовано: Новое Время

 

Долгий рабочий день, конфликт между работой и семьей, а также экономическая незащищенность токсичны для сотрудников и вредны для компании

Ничто не трогает в теме выгорания так сильно, как личные истории. Когда сотрудник говорит: «Я должен в день обрабатывать около 80 электронных писем, отвечать на звонки и выполнять множество других обязанностей, которые изначально не были проговорены. Это меня разрушает. Я не могу проснуться в субботу и сплю весь день в воскресенье. У меня нет времени на себя», – с моей точки зрения, это насилие. Нам бы хотелось это назвать более мягким и презентабельным словом, возможно, более научным, но ни одно другое определение не отразит весь тот ужас, который переживает выгоревший человек.

«Мы ожидаем от вас большего, вам придется больше работать, вам придется дольше работать, вам придется брать на себя больше обязанностей… Но, простите, мы не можем нанять больше людей, мы не можем платить вам больше, мы не можем предоставить больше ресурсов, в которых вы нуждаетесь». Вам приходилось слышать такое на работе?

В Стэндфордской бизнес-школе провели опрос среди сотрудников. 61% из них заявили, что стресс на рабочем месте подорвал их здоровье, а 7% были в результате госпитализированы. В Китае от переутомления погибает до 1 миллиона человек в год. Люди буквально умирают за зарплату.

В 2018 году вышла книга профессора Высшей школы бизнеса Стэнфордского университета Джеффри Пфеффера «Умереть за зарплату: как современный менеджмент вредит здоровью персонала и результативности компаний  и что нам с этим делать». Это провокативная книга, в которой описаны общие черты современного менеджмента. Долгий рабочий день, конфликт между работой и семьей, а также экономическая незащищенность по сути токсичны для сотрудников и вредны для компании, наносят ущерб вовлеченности, увеличивают текучесть кадров и разрушают физическое и эмоциональное здоровье людей.

Часто сотрудники боятся сказать о том, что их перегружают, из-за страха потерять работу.

Не обязательно работать в угольной шахте или на стройке, на рыболовном судне или нефтяной вышке, чтобы подвергаться разрушительному для здоровья, а, возможно, и опасному для жизни напряжению. Просто поговорите с менеджером, занимающим руководящую должность в сфере финансов, о том, как огромная рабочая нагрузка, рассчитанная на нескольких сотрудников, требовала частых бессонных ночей и в итоге привела к алкогольной и наркотической зависимости. Или с увлеченным телепродюсером, чье стремление рассказать историю закончилось увеличением веса на 30 кг из-за того, что не было времени правильно питаться или заниматься спортом. Или со специалистом по маркетингу, который получил рецепт на антидепрессанты через неделю после прихода на работу.

Эти люди не являются исключением – такие ситуации постепенно становятся нормой. В каждой отрасли полно подобных историй, и связанные с этим расходы как для сотрудников, так и для их компаний, огромны и продолжают расти. В книге Умереть за зарплату Пфеффер раскрывает ужасающую правду о современной трудовой жизни: такая управленческая политика не способствует повышению производительности или прибыли, наоборот – снижает производительность труда и увеличивает расходы на здравоохранение. «Умереть за зарплату» – это громкий призыв к общественному движению, направленному на обеспечение устойчивости человека. Пфеффер ясно дает понять, что рабочая среда так же важна, как и та, в которой мы живем, и в своей книге показывает, как мы можем сделать наши рабочие места здоровее и лучше.

Есть шесть стратегических сфер, на которые Пфеффер советует обратить внимание, чтобы сотрудник не выгорел:

  1. Рабочая нагрузка. Часто рабочие задачи нечетко проговариваются изначально и со временем возрастают. При этом все дела, которые нужно сделать, просто невозможно выполнить, потому что у вас недостаточно ресурсов: не хватает времени, людей, инструментов, чтобы завершить задание и сделать это хорошо. Этот фактор ведет к истощению, стрессу и выгоранию. Но иногда он не самый важный.
  2. Контроль. Сколько автономии, права голоса, выбора, пространства для маневра есть у сотрудника для качественного выполнения работы при появлении новых обстоятельств в его рабочей ситуации? Или же он ограничен и не может принимать необходимые решения? Исследования показывают: чем больше автономии у сотрудника, тем меньше выгорания.
  3. Вознаграждение. И речь не только о материальном вознаграждении в виде зарплаты, бонусов, льгот. Оказывается, даже большей важностью обладает получение социального вознаграждения – признания. Важно, чтобы кто-то – множество людей или даже один человек – замечал, что вы делаете, и давал вам знать, что он считает, что это круто, что нужно делать больше таких вещей. Или говорил, что у вас классная идея, или благодарил вас за то, что вы здесь и спасаете всю команду. Герберт Фройденбергер, основатель теории выгорания, считал, что отсутствие вознаграждения играет важную роль в выгорании.
  4. Сообщество. Четвертый фактор имеет отношение к окружению на рабочем месте – тем людям, с которыми вы постоянно находитесь в контакте. Это ваши коллеги, подчиненные, начальники, поставщики, клиенты – все, с кем вы имеете дело на работе. Что происходит на этом уровне? Важно находиться в таком окружении, где есть поддержка, взаимопонимание, способность работать вместе и возможность полагаться на коллег. Но нередко встречается и другой вариант: токсичное окружение. «Мне нравится моя работа, но я не могу находиться рядом с этими людьми в моем подразделении или команде, потому что „это не мои люди“».
  5. Честность. Ей не так часто уделяют внимание, но оказывается, что иногда этот фактор очень важен. Это касается разнообразных внутренних политик, процедур, практик организации, в которой мы работаем, – насколько честно они внедряются. Получают ли продвижение по службе или новые возможности определенные люди, которые выполняют определенные функции, или это происходит в зависимости от того, кто с кем лучше знаком, а не кто что делает.
  6. Ценности. Это то, что придает смысл работе, которую мы выполняем, дает ощущение, что «оно того стоит», что мы меняем мир к лучшему. «Я действительно верю в это, я этим увлечен». Это то, что позволит вам двигаться вперед во времена всевозможных трудностей. Тут важно выяснить, присутствует ли это в вашей работе, или же существует конфликт ценностей и проблемы с этикой.

Сейчас, работая над книгой о выгорании, я анализирую интервью сотрудников разных звеньев, и могу сказать, что эти шесть составляющих постоянно упоминают выгоревшие люди у нас в Украине. Часто сотрудники боятся сказать о том, что их перегружают, из-за страха потерять работу. Такая работа превращается в использование людей. При этом, к сожалению, до сих пор можно встретить мнение руководителей: «Выгоревший сотрудник – неправильный сотрудник, а значит, его нужно уволить».


Чтобы записаться на прием,
оставьте заявку!