13 советов писателю от Энн Ламотт

13 советов писателю от Энн Ламотт 20.02.2020

Рецензия Вячеслава Халанского для yakaboo.ua

 

Книга – символ того, что каждая история достойна записи, как отображение Вечности в каждом из нас.

Книгу американской писательницы Энн Ламотт «Птица за птицей» невозможно читать спокойно. Если ві наблюдали реакцию заядлых болельщиков, то помните тот момент: они сидят, потом смотрят все внимательнее, поднимаются на ноги – гол!!! – подрываются, начинают бегать и кричать. Приблизительно такая же реакция при чтении этой книги. Книга Энн, как и «Пир Джона Сатурналла» Лоуренса Норфолка, вводить тебя в мир, которого ты не видел и не замечал. Хотя вы и не будете поваром или писателем, но вы точно будете по-другому видеть искусство кулинарии и литератури.

Перфекционизм – враг писателя, поскольку губит фантазию, игру и жизненную силу

Я читал книгу неспеша и смаковал опыт Энн. Ощущение возникало такое, что я и еще несколько человек сидим в небольшом классе и слушаем автора. В некоторые моменты она дает задания, потом рассказывает, как у нее ничего не получалось и редактор просил переписать все снова. И вот вышел роман-бестселлер. Также она рассказывает о своем личном. Например, о зависти, творческом кризисе, о том, как у тебя практически нет денег, а роман никак «не идет» дальше.

Эта книга – про личный опыт и о чем-то более важном – о том, как найти свой голос писателя и человека. Именно позиция автора делает писателем, его личный голос, поиск, кризис и возрастание. Энн говорит: «Чтобы стать хорошим писателем, мало все время писать – нужно иметь взгляды, которые вы готовы отставивать…писатель… всегда старается понять что-то важное и поделиться этим с другми».

Не имеет значения, собираетесь ли вы написать и издать книгу, или уже издали, или совсем не собираетесь этого делать. Важнее то, что когда вы пишете, вы передаете историю, свои чувства, свой взгляд. Да и в самом процессе рождается что-то новое. Когда вы готовите еду, отдельные ингредиенты имеют определенные вкусы, но, сочетаясь в блюде, они рождают что-то новое, совсем не похожее на отдельные вкусы.

Писать – это встречаться с собой. Больше понимать свои чувства

Если вы не собираетесь писать книгу, вы можете начать писать свою историю. Историю своей жизни, или своего ребенка, который взрослеет. А потом выдать это как книгу – и так будет передан определенный опыт. Энн (и не только она) советуют каждый день обязательно писать 300 слов. Это сложно, но должна быть дисциплина, если вы серьезно взялись за писательство. Писать – это встречаться с собой. Больше понимать свои чувства. Когда уставший в конце дня садишься и начинаешь писать что угодно, то быстро замечаешь, что не можешь остановиться. Вспомните какую-то историю из детства и опишите ее. Вы почувствуете, как невидимые двери прошлого открываются и вы отправляетесь в путешествие. Книга Энн учит писательской деятельности именно как проживанию своей жизни.

Какие же полезные советы можно взять из книги «Птица за птицей»:

  1. Работай понемного каждый день маленькими порциями – это будто играешь гаммы на пианино. Догоорись с собой, что займешься именно этим.
  2. Чувствуете потребность в написании – пишите. Но выход книги не венец всего. Важнее писать, публиковаться не так важно. Творчество нужно писателю само по себе – чтоб писать.
  3. Хорошо писать – это значит говорить правду. Мы, люди – особенный биологический вид: в нас заложена потребность разобраться и понять, кем именно мы являемся.
  4. Не бойтесь ужасных первых попыток. Именно наброски дают возможность написать добротный черновик, а потом отличную  рабочую версию. Единственный способ начать писать – это набросать слабенький, ни на что не годный первый черновик.
  5. Перфекционизм – глас тирана и враг народа. Именно он стоит между вами и первым черновиком. Он всю жизнь будет держать вас в страхе и напряжении. Перфекционизм – враг писателя, поскольку губит фантазию, игру и жизненную силу.
  6. Первый набросок очень похож на проявление фотографии. Вы не можете, да и не должны знать, что именно попало в кадр, пока снимок не проявится до конца. Фигуры постепенно появляются, и постепенно вы начинаете описывать и описывать их.
  7. Персонажи проявляются в вашем сознании как лица на фотографии. Помните слова Итана Канина: «Рассказчик должен вызывать расположение, это самое важное. На этом держится сюжет».
  8. Сюжет – это общая история вашей книги или истории. Сюжет произрастает от персонажа. Если важно блестящее обсуждение технических тонкостей, почитайте Эдварда Форстера и Джона Гарднера. Они так разбирают, как именно устроен сюжет, что вы взвоете от зависти.
  9. Хороший диалог – одно из главных удовольствий от чтения. Слушайте и записывайте диалоги, которые вы слышите на р аботе, в транспорте. Диалог – ключ к образам персонажей. Вы должны добавить неповторимый диалог каждому из них.
  10. Сюжет. Ни один писатель не знает конец сюжета каждого из своих персонажей. Все известные писатели страшно страдают за своим столом, иногда впадают в отчаяние.
  11. Как понять, что книга готова? Ты просто понимаешь это, и все.
  12. Чтобы писать, нужно научиться внимательно смотреть вокруг и сообщать другим, что именно происходит. Вроде такого: мы все варимся в одном котле и нужно при этом не озвереть.
  13. Стержнем произведения должны стать вы сами, ваши ценности, ваши убеждения. Моральный кодекс, по которому вы живете – именно он и является тем языком, которым вы пишете.

Книга для того, чтобы сфотографировать моменты жизни: успех, поражение, любовь, предательство, отчаяние и надежду. Книга – символ того, что каждая история достойна записи, как отображение Вечности в каждом из нас.


Чтобы записаться на прием,
оставьте заявку!