Оскар Пфистер «Христианство и страх. Жизнь без бремени, вины и ужаса перед неизвестностью»

Оскар Пфистер «Христианство и страх. Жизнь без бремени, вины и ужаса перед неизвестностью» 04.05.2020

Вячеслав Халанский

психолог, психотерапевт

Прежде всего, хочу порадоваться вместе с читателем выходу в свет фундаментальной монографии швейцарского лютеранского пастора, педагога и ближайшего ученика Зигмунда Фрейда (1856–1939) Оскара Пфистера (1873–1956). Книга «Христианство и страх. Жизнь без бремени, вины и ужаса перед неизвестностью» будет в равной степени интересна и специалистам в области психического здоровья – психологам, психиатрам, преподавателям богословия, и широкому кругу читателей – верующим людям, стремящимся переосмыслить свою веру и убеждения в контексте психического и духовного здоровья, а также всем тем, для кого духовность и смысл – определяющие жизненные ориентиры. Потому что эта книга сегодня актуальна как никогда, затрагивает экзистенциальные вопросы внутренних опор в условиях жизненной неопределенности и пугающего страха перед неизвестностью. Но еще она – о любви и качественных отношениях. Как говорит автор, «..любовь и ее оптимальное развитие – решающий вопрос для каждого из нас и для наших талантов и жизни» (c. 33). Задача книги практическая – прийти к психическому и душевному исцелению, найдя внутренние опоры, преодолев невроз страха. Главный метод, к которому прибегает О.Пфистер, как это ни странно кому-то покажется, отнюдь не догматическое богословие. Он прибегает к психоанализу З.Фрейда как к инструменту, который помогает добиться долгожданного исцеления от навязчивых фобий, мешающих жить.

«..любовь и ее оптимальное развитие – решающий вопрос для каждого из нас и для наших талантов и жизни»

Оскара Пфистера смело можно назвать родоначальником научного диалога между богословием, психиатрией и духовностью. Его вклад в развитие этой области столь велик, что Американская психиатрическая ассоциация (АПА) в 1983 году учредила ежегодную награду в честь Оскара Пфистера, который изучал и использовал психоаналитические принципы в своей работе1. Первым ее получателем был Джером Д. Франк (Jerome David Frank), выдающийся клиницист и исследователь, а также профессор психиатрии в Медицинской школе Университета Джона Хопкинса. Исследовательский Дивизион номер 36 занимается как раз психологическими исследованиями в области религии. Такие выдающиеся ученые как Ирвин Ялом, Виктор Франкл, Оливер Волф Сакс, Аманда Николь, Даниель Герман, Джордж Вэйллант удостоились премии Оскара Пфистера.

Оскар Пфистер родился в 1873 году – в том же, когда Фрейд поступил в медицинскую школу. Он был выдающимся протестантским священнослужителем в Цюрихе. Впервые обнаружил труды Фрейда в 1908 году и, по убеждению своего друга Карла Юнга, прислал Фрейду свое эссе о самоубийстве школьника. Так началась яркая литературная и личная дружба, окутанная ореолом дружелюбия, которая продолжалась до смерти Фрейда. Пфистер вскоре стал одним из первых психоаналитиков, приближенным к Фрейду учеником. В 1913 году, занимаясь своей пастырской работой, Пфистер написал «Психоаналитический метод» – первый систематический текст по психоанализу. Пастор был частым и желанным гостем семьи Фрейда. Значимый человек, «переполненный радостью», как выразился один биограф, очаровал детей Фрейда своим клерикальным облачением и дружелюбным поведением2. По словам Анны Фрейд, из всех гостей, которые часто посещали дом Фрейда, дети больше всего любили Пфистера.

Это удивительная книга. Структура выдержанна и продуманна, каждое слово взвешенно. Тон спокойный и уверенный. Создается впечатление, что ты говоришь с интересным человеком, открывшим что-то важное

Книга Оскара Пфистера – это результат 36-летней работы с людьми и тщательных исследований, 30 лет из них он находился в детальной переписке с мэтром психоанализа Зигмундом Фрейдом. Мы знаем, что сохранившихся писем было 134. Знакомство Пфистера с трудами Фрейда началось в 1908 году и он был очарован подходом Фрейда. Многие вопросы, с которыми Пфистер сталкивался в своей пасторской практике, не были разрешены только догматическим богословием, а если сказать словами автора, «богословие бессильно ответить на вопросы, выражавшие наше самое страстное желание и наши самые мучительные нужды». С этим противоречием автор столнулся еще до встречи с трудами Фрейда и их тесной дружбы по переписке. Став пастором в общине, он столкнулся с практическими вопросами у своих прихожан: навязчивые страхи, обсессивно-компульсивные расстройства, зависимости и пр.

История христианства, как и история психологии и становление психотерапии, одинаково переживали непростые времена. Несмотря на то, что ученики Фрейда покинули его (Альфред Адлер создал школу психотерапии, повлияв на формирование идей логотерапии В.Франкла; Карл Густав Юнг, Сабина Н. Шпильрейн, венгерский аналитик Шандор Ференци и Отто Ранк), Оскар Пфистер был верен Фрейду всегда. В психоанализе как психологическом методе он видел надежный инструмент помощи нуждающимся. Поэтому в книге вы встретите множество примеров из душепопечительской практики Пфистера.

В обществе, в котором мы живем, неоднозначно относятся к человеку, планирующему обратиться или обратившемуся за помощью к психологу, психотерапевту, а, тем более, к психиатру. В нашей практике мы часто встречаемся с отказом многих пациентов приходить на психотерапевтические сессии в связи со стигматизацией на работе, среди окружающих и членов семьи. Часто пациенты, страдающие различными формами, депрессии, хроническим стрессом, отказываются от лечения антидепрессантами из-за побочных эффектов или установок, создающих препятствие к успешному использованию медикаментов. Особенно это может касаться пациентов, практикующих христианские принципы веры. Между верой и медициной долгое время находилась невидимая стена. Однако с 1995 года Гарвардская медицинская школа начала проводить конференции с участием огромного количества ученых на тему: «Духовность и исцеление в здравоохранении». Университет Дьюка (США) основал Центр изучения религии/духовности и здоровья. Уже в 1999 году 61 из 126 медицинских школ в США предлагали курсы духовности и здоровья. Исследования Даниэля Янкеловича свидетельствуют, что 94% представителей здравоохранения (HMO – Health Maintenance Organization, USA) и 99% семейных врачей согласны с тем, что «личная молитва, медитация и другие религиозные практики могут улучшить медицинское лечение». Гарольд Пинкус (1997), заместитель медицинского директора Американской психиатрической ассоциации, считает, что множество исследований веры и психического здоровья «ясно дали понять, что любой человек, который занимается предоставлением медицинских услуг, <...> не может игнорировать <...> важные связи между духовностью, религией и здоровьем » (David Myers). В нашем постсоветском контексте духовность / религия и психиатрия / психотерапия часто рассматриваются антагонистически как представителями профессиональных сообществ (психологами, психиатрами), так и священнослужителями и пасторами. О.Пфистер умело интегрирует онтологические и экзистенциальные основы бытия человека (как физическую, психическую и духовную составляющие). Автора можно считать предвесником всех шести научно-богословских школ, в которых интегрируется христианство и психология, подробно описанных в превосходной книге Эрика Джонса, вышедшей в 2000 году – Psychology & Christianity / with contributions by Gary R. Collins, David G. Myers, David Powlison, Robert C. Roberts ; edited by Eric L. Johnson & Stanton L. Jones, а также представленных в Международном движении «European Movement for Christian Anthropology, Psychology and Psychotherapy» (http://www.emcapp.eu/).

Верующие и их служители нуждаются в достоверной информации о том, как помочь справиться с психическими проблемами

Для большинства христиан вера является источником надежды, но, увы, она не является вакциной от депрессии, обсессивно-компульсивных расстройств, параноидального мышления, различных фобий. Верующие и их служители нуждаются в достоверной информации о том, как помочь справиться с психическими проблемами.

Книга Оскара Пфистера – это фундаментальное пособие по психическому здоровью и, в частности, по работе со страхами. Эту книгу по значимости можно сравнить с трудом Пауля Тиллиха «Мужество быть». Я уверен, что книга Оскара Пфистера наконец-то по достоинству будет оценена украинским читатетелем.

Это удивительная книга. Структура выдержанна и продуманна, каждое слово взвешенно. Тон спокойный и уверенный. Создается впечатление, что ты говоришь с интересным человеком, открывшим что-то важное. Когда я читал книгу, возникло ощущение ясности и покоя. Разные виды страха стали понятными. Истоки видны. Часто кажется, что главным врагом наших страхов и боязни являются внешние обстоятельства, но Пфистер обращает внимание на интропсихические процессы, то есть внешние обстоятельства затрагивают наш прошлый опыт, а точнее, реакции на этот опыт. Автор в анализе страха полностью опирается на психоаналитическую структуру личности. Он влюблен в психоаналитический метод. Любовь к методу, любовь к людям, любовь к истине и открытость к диалогу – вот что отражет эта книга. Пфистер вовлекает в диалог на самую важную тему – тему страха. Если любовь – это то, без чего мы не можем жить, то страх является ее препятствием. Поэтому данная книга важна каждому, кто хочет научиться любить, переживать полноту жизни, жить без страха.


2 Смотрите фундаментальную работу 2 Е. Jones, The Life and Works of Sigmund Freud, 3 vols., New York, 1953-1957; Benveniste, D. (2013). Sigmund Freud and the Question of God – Parts I and II of II. Forum: The Newsletter of the Northwest Alliance for Psychoanalytic Study. January 2013 and May 2013. А также смотрите работу Gay, Peter (1995). Freud: A Life for Our Time. Harmondsworth: Papermac. ISBN 0-333-48638-2.


Чтобы записаться на прием,
оставьте заявку!