Смерти от отчаяния

Смерти от отчаяния 22.05.2020

Автор: Tyler VanderWeele, Director

Human Flourishing Program Harvard University

 

В своей влиятельной работе 2015 года Энн Кейс и Ангус Дитон ввели термин «смерть от отчаяния» — для обозначения смерти, связанной с самоубийством, употреблением наркотиков и отравлением алкоголем. Они утверждают, что такие смерти часто объединены контекстом безнадежности и безразличия к жизни. За последние пару десятилетий смертность от отчаяния резко возросла, особенно среди белых мужчин и женщин, не имеющих высшего образования. Последние тенденции на самом деле были настолько серьезными, что привели к сокращению средней продолжительности жизни в Соединенных Штатах в течение трех лет подряд, с 2015-го по 2017-й. Это самое продолжительное последовательное снижение со времен Первой мировой войны. Наша недавняя статья в «Программе процветания человека» в Гарварде, опубликованная в этом месяце в JAMA Psychiatry (есть также подкаст), исследует потенциальную защитную силу религиозной общины в предотвращении таких смертей от отчаяния.

Наше исследование

В нашем исследовании приняли участие 66 492 женщины из «Исследования здоровья медсестер II» и 43 141 мужчин из «Дополнительного исследования медицинских работников», которых наблюдали около двух десятилетий. Мы исследовали, существует ли связь между посещением религиозных служб и более низкой вероятностью смерти в результате самоубийства, передозировки наркотиков или алкоголя в течение последующих примерно 20 лет. Мы осуществляли контроль и множества других характеристик, включая возраст, расу, географический регион, доход, состояние здоровья, поведение в отношении здоровья, курение, психическое здоровье, другие формы социальной поддержки, а также множество других переменных.

Что мы обнаружили

Женщины, участвовавшие в «Исследовании здоровья медсестер II», наблюдались с 2001 года, когда оценивалось посещение религиозных служб, вплоть до 2017 года. По сравнению с никогда не посещающими религиозные службы участницами, те, которые посещали богослужения хотя бы раз в неделю, имели на 68% меньшую вероятность умереть от самоубийства, передозировки наркотиков или алкоголя в течение последующих 16 лет. Это было верно даже с учетом потенциально широкого спектра вмешивающихся факторов. Что касается мужчин, участвовавших в «Дополнительном исследовании медицинских работников», которое проводилось с 1988 по 2014 год, то те, кто посещал службы еженедельно, по сравнению с никогда не посещающими, на 33% реже умирали от самоубийства, передозировки наркотиков или алкоголя в течение наблюдаемых в исследовании 26 лет. В нашей статье мы взяли во внимание широкий спектр способов анализа чувствительности. Мы хотели проверить, будут ли различаться результаты в зависимости от способов анализа и восприятия данных – и результаты были достаточно последовательными. Эти показатели снижения смертности являются существенными. Они настолько масштабны, что даже были освещены в заголовках Гарвардского вестника. Зависимости такого масштаба заслуживают дальнейшего научного рассмотрения.

Экономический и социальный контексты

Наблюдаемое увеличение смертности от отчаяния во времени явно вызывает беспокойство. Для того, чтобы решить эту проблему, требуется осмысление. Авторы Кейс и Дитон утверждают, что одной из причин может быть сокращение рабочих мест для рабочего класса, что приводит к финансовым трудностям, неоправданным ожиданиям и безнадежности. Эти проблемы усугубляются снижением структур социальной и семейной поддержки, а также и снижением количества браков, чему, несомненно, также способствуют экономические трудности. Более того, подобные вызовы, к сожалению, совпадают с увеличением доступности и употребления опиоидов, что, в свою очередь, также способствует увеличению смертности от отчаяния. Экономические затруднения и трудности, связанные с работой, безусловно, являются важным контекстом, в котором может возникнуть отчаяние.

Однако отчаяние не ограничивается рабочим классом или экономическими трудностями. Отчаяние может возникнуть в любой момент, когда возникают проблемы, кажущиеся непреодолимыми. Одним из таких условий является выгорание клиницистов. Растущая нагрузка на врачей, медсестер и других медицинских работников привела к росту уровня выгорания и снижению удовлетворенности работой. Исследования показали более высокий уровень самоубийств среди клиницистов, чем среди населения в целом, особенно среди женщин. Растущие требования, предъявляемые к работникам здравоохранения во время пандемии коронавируса (COVID-19), вероятно, еще больше увеличат эти стрессы как потенциальные причины отчаяния.

Таким образом, нам необходимо рассмотреть важные ресурсы для противодействия отчаянию и предотвращения смертей от отчаяния – как в этих условиях, так и в других. Религиозные общины могут быть одним из таких ресурсов.

Религия и противостояние отчаянию

Наше исследование не имело целью объяснить механизмы, с помощью которых религиозные богослужения предотвращали эти случаи смертей от отчаяния. Мы постараемся изучить их в последующей работе. Тем не менее, ряд механизмов кажется правдоподобным. Социальные отношения, сформированные в религиозных общинах, могут обеспечить поддержку и ободрение, когда люди сталкиваются с проблемами и противостоят отчаянию. Религиозные общины также могут формировать чувство высшей цели, которое помогает во времена борьбы. Религиозные учения о ценности, врожденном достоинстве и важности каждой жизни, а также учение о том, что самоубийство, следовательно, является неправильным, также могут внести свой вклад. Учение об ответственности за заботу о своем теле может предотвращать рискованное поведение, связанное со злоупотреблением алкоголя и употреблением наркотиков. Вера или надежда на то, что Бог существует и позаботится о лучшем будущем, также может противостоять чувству отчаяния. Религиозные учения могут также помочь в лучшем понимании страданий и в поисках их смысла. Само по себе страдание, будучи неизбежно трудным, может способствовать росту характера, побуждая человека обратиться к трансцендентным источникам веры, надежды и смысла, а также может привести к переоценке целей и ценностей. Такие новые смыслы могут таим же образом предотвратить серьезную борьбу с отчаянием, и вследствие этого предотвратить смерти от отчаяния. Религиозные общины вполне могут делать свой вклад, используя все эти способы, становясь противоядием от отчаяния.

Хотя наше исследование касалось роли именно религиозных общин, другие формы общественного участия также ценны и могут влиять на снижение уровня самоубийств. Однако тот факт, что религиозные общины предлагают не только социальную поддержку, но и цель, надежду и смысл в страданиях, может отчасти объяснить, почему и мы, и другие исследователи пришли к выводам, что религиозные общины более благоприятны для предотвращения самоубийств и смертности, чем другие формы социальной поддержки. Социальная поддержка и другие формы общественной жизни имеют значение. Тем не менее, для людей с религиозными убеждениями общинные формы религиозного участия могут быть особенно полезны.

Что дальше?

Двигаться вперед

В условиях кризиса пандемии коронавируса тема отчаяния может приобретать большие масштабы. Уровень самоубийств в Соединенных Штатах возрос в последнее время. Нам необходимо подходить к этим вопросам с разных точек зрения: с тех, что делают упор на экономический контекст, и с тех, что рассматривают потенциальные терапевтические подходы, и с тех, что сосредоточены на устранении условий, приводящих к отчаянию. Тем не менее, мы также должны обращать внимание на ресурсы, которые помогают напрямую противостоять отчаянию. Религиозные общины являются одним из таких ресурсов. Данные нашего исследования убедительно показывают, что это справедливо в отношении медицинских работников. В дальнейшей работе можно было бы изучить вопрос о том, действуют ли подобные взаимосвязи в трудных экономических условиях, с которыми в настоящее время сталкивается рабочий класс. К сожалению, нынешняя пандемия, которая сама по себе для многих является источником отчаяния, в целом вызвала необходимость приостановления общинных религиозных собраний. В будущих публикациях мы рассмотрим, как отдельные люди и общины могут справляться с этими вызовами, когда одно из важнейших средств противодействия отчаянию, по-видимому, недоступно.


Чтобы записаться на прием,
оставьте заявку!